PRO письмо
Когда начинать и как учить письму ребенка? Этим вопросом часто интересуются родители дошкольников. Это связано с тем, что зачастую дети, приходя в школу, сталкиваются с различными трудностями при письме: не видят строчку, зеркально пишут буквы, пропускают или не дописывают их, страдает наклон, буквы «пляшут» и др.
Причины этих трудностей могут быть разные:
- нарушение зрительно-пространственной ориентировки;
- слабо развитая мелкая моторика рук;
- низкая концентрация внимания;
- мышечные зажимы;
- различные проблемы неврологического характера;
- нарушение фонематического слуха;
- эмоциональное состояние ребенка на момент обучения и др.
Хотя почерк формируется, как правило, в возрасте 7-10 лет, подготавливать руку к письму, корректировать и проводить профилактику возникающих трудностей необходимо как можно раньше.
С целью подготовки дошкольников к письму в ЦДТ «Камертон» была создана программа дополнительного образования «Послушный карандаш».
На начальном этапе обучения дошкольники учатся правильной посадке за партой, расположению тетради, а также правильному захвату предмета письма и движению руки при письме.
В процессе обучения дети учатся ориентироваться на листе, на строчке, учатся выполнять упражнения под ритм метронома, лепят, вырезают, выполняют графические диктанты, а также учатся писать цифры и буквы.
Неотъемлемой частью занятий по подготовке руки к письму является пальчиковая гимнастика, самомассаж, массажные упражнения с помощью колечек и шариков «Су-джок», игры на внимание, координацию движений, развитие фонематического слуха и межполушарных связей.
Все эти упражнения полезны не только при подготовке детей к письму, но и являются первичной профилактикой возникновения дислексии, дисграфии и других проблем в школьном возрасте.
Таким образом, если начинать готовить руку ребенка к письму уже в 5-6 лет, то можно избежать многих трудностей в школе в будущем.
Н.В. Чурикова,
педагог дополнительного образования,
руководитель объединения "Послушный карандаш"
Хочешь быть здоровым - пой, хочешь быть умным – пой, хочешь быть успешным - пой, хочешь быть красивым - пой!
Древние греки говорили: «Хочешь быть умным - бегай, здоровым - бегай, красивым - бегай!». Все это в полной мере можно отнести и к пению.
Невозможно переоценить влияние пения на здоровье ребенка. По образному выражению ученых гортань - второе сердце человека. Голос, оздоравливаясь в процессе вокальной тренировки, оздоравливает весь организм. Пение оказывает терапевтическое воздействие на многие недуги человека. Взять для примера хотя бы только осанку. Даже статическая, привычная для певца позиция - поднятая расширенная грудная клетка при втянутом животе - помогает исцелить или предотвратить опущение почек.
Рассмотрим еще несколько аспектов оздоравливающего воздействия пения на организм человека.
В пении принимает участие не только голосовой аппарат, но весь организм поющего, включая костяк, мышцы легких, грудной клетки, спины, брюшного пресса, диафрагмы, таза, ног. Крепкий корпус во многом обеспечивает качество пения. А пение, в свою очередь, укрепляет мускулатуру поющего, тренирует координацию всех мышечных систем.
При пении происходит некоторое повышение температуры тела, что в сочетании с активной работой мышц корпуса и усилением кровотока улучшает все обменные процессы в организме и работу очистительных систем.
Во время вокальной тренировки, мозг поющих вырабатывает эндорфин - вещество радости, дающее прекрасное настроение и повышенный жизненный тонус. Это порождает эмоции успеха, создает положительное отношение к жизни. Поющих детей отличает эмоциональная наполненность, самодостаточность. Пение является своеобразным «тренером» мозга. То есть, во время пения бывает задействован весь мозг, происходит объединение деятельности его полушарий. При пении активно и объединенно работают речевой, языковой и зрительный компоненты развития интеллекта. Во время активного пения – эмоционального, с воодушевлением, с проникновением в содержание исполняемого,– происходит сильнейшее возбуждение речевых центров коры больших полушарий, которое распространяется на соседние участки мозга, повышает их тонус и работоспособность. Гармоничность и сбалансированность работы полушарий головного мозга дает возможность добиться более высоких результатов во всех областях человеческой деятельности.
Благотворна вокальная работа и для тренировки памяти. Овладевая большим объемом музыкального материала, открывает новые, дополнительные кладовые памяти, способствует ее углублению и обогащению.
Певцы, как и влюбленные, практически не болеют. Вокальные занятия являются профилактикой многих и, в первую очередь, простудных заболеваний.
Вокал, сам процесс пения - уникальное средство самомассажа внутренних органов, способствующих их функционированию и оздоровлению. Активная диафрагма массирует печень, предотвращая застой желчи и воспалительные процессы, а также заметно улучшает работу органов брюшной полости, кишечника.
Вокальные занятия активизируют гормональную функцию организма и способствуют оптимальному, сбалансированному выбросу гормонов в кровь поющего.
Занятия вокалом совершенствуют речевую функцию человека, закаливают голосовой аппарат, делают его тренированным, выносливым, что очень важно для поддержания тонуса, здоровья, высокой работоспособности огромного количества людей речевых профессий - учителей, дикторов, воспитателей, артистов, тренеров, диспетчеров, руководителей всех уровней и.т.д.
Вокально тренированный человек легче излагает свои мысли. Речь его
разборчива и ясна, голос звучный и объёмный. Он обладает несравненно более высоким даром убеждения по сравнению с нетренированным человеком. Вокальные навыки делают речь более певучей, обогащают ее интонационно. Поющий человек обладает модулирующим речевым голосом, лишённым скучной монотонности, усыпляющей или раздражающей слушателя.
Многие люди с помощью пения преодолевают заторможенную речь, трудность в изложении мыслей, расстаются с неуверенностью в себе, психологическими зажимами, становятся более контактными, раскованными.
Пение является самым эффективным средством врачевания нарушений речи, преодоления и излечения заикания, устранения речевых дефектов. Логопедическая функция вокала общеизвестна. Дети, занимающие вокалом, за короткий период времени расстаются с многими признаками косноязычия, с массой всевозможных речевых дефектов – искажённым произношением или подменой согласных, различными пришепетываниями, а также функциональной картавостью, не связанными с органическими нарушениями в центральной нервной системе.
Вокальная работа - отличная тренировка и вентиляция легких, способствующая снятию в них застойных явлений, что очень важно для растущего человека. У людей, систематически занимающихся певческой тренировкой, увеличивается жизненная емкость легких, что, безусловно, добавляет организму запас прочности. Вокал является средством профилактики заболеваний дыхательного аппарата, развивающихся в результате воздействия неблагоприятных экологических факторов. Вокальная тренировка улучшает обменные процессы в мышцах гортани и тканях легких, способствует их очищению и препятствуют накоплению вредных веществ в организме поющего.
Занятия вокалом способствуют психическому развитию и укреплению нервной системы. Пение - отличный способ психической саморегуляции, снятия стрессов, поддержание равновесия расхода мышечной и нервной энергии, эмоциональной стабильности.
Если принять во внимание вышесказанное, то становится ясным, почему многих вокалистов отличает отменное здоровье и физическое развитие, долголетие и неувядаемость. Вокал в силу своей специфики не только выбирает физически здоровых людей с повышенной энергетикой, крепкой эндокринной системой, но и оздоравливает в процессе регулярной вокальной деятельности их организм.
Говоря о воздействии пения на развитие интеллекта поющих, необходимо упомянуть и о его влиянии на возрастание способностей детей.
Природные задатки ребенка – это семена будущих способностей. Эти семена нуждаются в создании благоприятной почвы для их прорастания и развития. Пение самым благотворным образом стимулирует этот процесс и активно влияет на развитие способностей, в том числе творческих – художественных, музыкальных, графических, литературных и других.
При пении обогащается образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству.
В последствие, именно из детей, которые успешно сочетали учебу в школе и занятия вокалом, часто вырастают высокоорганизованные и трудолюбивые люди с крепким характером, чувством цели, интересные и разносторонние личности.
Человек, начавший петь, разительно меняется к лучшему, его отличает
хорошее самочувствие и высокая работоспособность, уверенность в себе и
психологическая стабильность, физическая заряженность и оптимизм,
спортивность осанки и упругость походки! Дети, лишенные возможности петь, несут потери не только в интеллектуальном, но и в эмоциональном развитии. Они лишены дополнительной возможности укрепления здоровья.
Рассуждая о влиянии пения на развитие ребенка, мы совершенно естественно и логично перешли к аспекту нашего разговора. Итак, наш поющий ребенок умен, красив, здоров, а в дальнейшем и успешен!
О.С. Юдина, педагог дополнительного образования,
руководитель Образцового вокального ансамбля "Созвучие"